В нашем учреждении продолжается реализация проекта «Добрые перемены». На сегодняшний день, специалисты Службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей продолжают групповые занятия с детьми из замещающих семей, основной целью которых является подготовка к индивидуальной работе с травматическим опытом ребенка.
На начальном этапе работы у детей были сформированы некоторые навыки, которые позволят эффективно перерабатывать и максимально безболезненно интегрировать тяжелый опыт. На занятиях дети овладевают способностью распознавания и вербализации своих и чужих эмоций, учатся различать эмоции и мысли и понимать, как они влияют на поведение. Кроме того, для снижения эмоционального напряжения в повседневной жизни и успешной работы на индивидуальных занятиях с детьми регулярно проводятся упражнения на релаксацию и саморегуляцию.
На каждом занятии дети охотно включаются в групповую деятельность, взаимодействуют друг с другом, делятся своими эмоциями, переживаниями и проблемами, активно участвуют в играх и упражнениях.
Участвуя в проекте «Добрые перемены», я поняла, что дети, проживающие в детском доме, очень часто чувствуют себя в ситуации абсолютного одиночества и пренебрежения системы к индивидуальным потребностям и особенностям, и у ребенка происходит процесс «заморозки» — он замыкается внутри себя и в таком состоянии живет.
Участие детей-сирот в Проекте позволяет нам заслужить от них то, чувство доверия, которое позволит «разморозить» их души, а это дает большую надежду на то, что у ребят получиться выстроить в дальнейшем успешную траекторию их дальнейшей жизни.
В 2022 году специалисты Детского дома 12 приступили к реализации всероссийского проект «Добрые перемены». Все этапы реализации Проекта курировались специалистами Национального фонда защиты детей от жестокого обращения при поддержке Фонда Президентских грантов. «Добрые перемены» - это проект, благодаря которому в нашем учреждении была внедрена современная модель реабилитационной помощи детям, направленная на нормализацию жизни воспитанников и создание качественной терапевтической среды. И самое главное этот проект позволил нам выстроить в нашем учреждении системный подход в работе, направленный на проработку того или иного негативного опыта проживания в семье наших воспитанников до момента попадания их в детский дом.
Благодаря успешной реализации Проекта в 2022-2023 учебном году мы решили в этом учебном году продолжить работу не только в направлении реабилитационной деятельности с воспитанниками детского дома, но и погрузить в работу весь коллектив педагогов и помощников воспитателей, которые непосредственно работают с детьми.
Цикл занятий, который посещают специалисты детского дома, направлен на формирование понимания у педагогов влияния опыта жестокого обращения травмы на развитие детей, воспитывающихся в условиях детского дома, а также на организацию взаимодействия всего педагогического коллектива в области реабилитационной работы по преодолению травмы.
Параллельно с обучающим циклом для педагогов, команда специалистов продолжает реабилитационную работу с детьми, которые проходят диагностику, индивидуальную терапию и участвуют в групповых тренингах. Каждый раз, начиная терапевтическую работу, мы должны помнить, что чаще всего ребенок, проживающий в детском доме, несет в себе последствия травмирующих событий: физического насилия, психоэмоционального насилия, пренебрежение базовыми потребностями, сексуального насилия, свидетели домашнего насилия, потеря родителей.
Работая в этих двух направлениях: занятия с коллективом и реабилитационная работа с детьми позволяет организовать тесное взаимодействие между всеми участниками воспитательного процесса. Ведь именно педагоги группы и помощники воспитателей на протяжении всего периода реализации Проекта являются той связующей ниточкой, которая продолжает поддерживать терапевтическую среду вокруг ребенка, прорабатывающего травмирующий опыт после проведенного занятия.
Специалисты, рассказывая о реабилитационной работе, говорят, что это Проект позволил им структурировать свою работу. Научил правильно определять первостепенные мишени и оказывать качественную психологическую помощь детям, пережившим жестокое обращение и другие психотравмирующие факторы. Педагоги подчеркивают, что в этом году приступив к работе с новой группой воспитанников им было намного легче осуществлять работу в данном направлении. Ушло чувство страха, от того, что они что-то сделают не правильно и тем самым навредят детям.
Педагоги – «реабилитологи» проговаривают, что у них есть мечта: осуществлять взаимодействие специалистов не только внутри детского дома в рамках работы с такой сложной темой как «Реабилитационная работы по преодолению травмы», но и чтобы учителя в школе тоже понимали какое влияние, оказывает опыт жестокого обращения, травмы на развитие и дальнейшее образование детей.
P.S.
С января 2024 года мы запускаем новую программу, которая будет называться «Психологическая помощь замещающей семье по преодолению травматического опыта приемного ребенка». Многие зададутся вопросом» «Зачем приемным родителям и детям, которых они приняли в свою семью необходимо ворошить прошлое? Ведь сейчас у детей всё хорошо». Но спустя время, мы специалисты называем его адаптационный период, приемный родитель сталкивается со многими препятствиями при реализации родительской роли, в отношении детей, которые остались без попечения родителей. И для того, чтобы помощь детям (пережившим травму), была полноценной и исходила не только от специалистов, но и была даже в повседневной жизни, частью процесса реабилитационной работы становятся они – родители. Встречи в рамках проекта будут проводиться не только с опекаемыми детьми, но и с замещающими родителями. Программа будет реализовываться весь 2024 год, занятия будут проходить раз в неделю в формате тренинга.
Тойбаева Светлана Александровна
Утробина Анна Михайловна